Цветовая коррекция Adobe Photoshop CS5

wpid-AdobePhotoshopCS5forAll_image458-min-vs.jpg

Принципы тоновой коррекции достаточно просты по той причине, что можно оказывать влияние на определенный участок, например, только на светá, и не окывать на другой.

Специфика же работы с цветом заключается в том, что оказываемое на отделый цветовой компонент влияние отражается на всех остальных компонентах, птому главным принципом цветовой коррекции является настройка баланса цветов. Из принципа баланса вытекает следствие: влиять на сложный баланс цветовых компонентов можно разными способами. Ведь чтобы уравновесить чаши весов, можно или добавить товаров, или снять лишнюю гирьку.

В главе 3, обсуждая модель цвета HSB, мы немного поговорили об отношениях цветов на цветовом круге. Однако тогда речь шла лишь о гармоничных цветовых сочетаниях. В данном случае обсудим взаимосвязь цветов в изображении. Привем простую схему цветового круга (рис. 9.21), на которой помечены все шесть базовых цветов. Пользуясь ею, вы успешнее будете справляться с цветокоррекцй. При недостаточном навыке желательно иметь эту схему перед глазами.

Рис. 9.21. Упрощенная схема цветового круга

Закономерности, вытекающие из этой схемы, сводятся к следующему.

± Во-первых, цвета, лежащие на цветовом круге напротив друг друга (линия, сдиняющая их, проходит через центр круга), взаимно связаны: уменьшая содеание одного цвета, вы тем самым добиваетесь увеличения содержания противоложного цвета. И наоборот. Например, увеличивая содержание зеленого цвета (Green), вы уменьшаете содержание пурпурного цвета (Magenta). Эти цвета назаются дополнительными.

± Во-вторых, содержание определенного цвета можно изменить за счет влияния на соседние с изменяемым цвета. И наоборот. Например, чтобы усилить пуурный цвет (Magenta), вы можете усилить красный (Red) и синий (Blue) цвета.

± В-третьих, объединяя "во-первых" и "во-вторых", — чтобы увеличить содержие определенного цвета, нужно уменьшить содержание цветов, соседних с противоположным. И наоборот. Например, чтобы ослабить пурпурный цвет (Magenta), вам достаточно усилить голубой (Cyan) и желтый (Yellow) цвета.

Обратите внимание, что во всех вышеприведенных примерах предполагалось влиять только на пурпурный цвет, а задействованы могут быть все цвета. Таким образом, если вы корректируете смешанный цвет, это вполне может привести к иенению всего цветового баланса.

Черная, белая и серая точки изображения

Для автоматической коррекции предусмотрено определение черной, белой и серой точек изображения. Блики на блестящих объектах обычно должны быть быми, темные области тени — черными. Вы определяете эти области, и программа соответственно меняет остальные тона и цвета изображения. Одновременно проиодят два процесса — во-первых, вы растягиваете тоновый диапазон, во-вторых, исправляете сдвиг цвета, если он был. Некоторые области по  сюжету  должны иметь оттенок серого, без примесей других цветов. При их определении программа автоматически исправляет цветовой сдвиг. Все три точки произвольно определтся пользователем.

Почему вы должны делать это сами? Разве программа не смогла бы выполнить это бысее? Смогла бы. Но нужно учитывать, что должна быть реальная область света, а не слайный блик, царапина и т. д. А на принятие такого решения способны только вы! Вам нбходимо отыскать в светах такой участок, который не превратил бы все светá в блик и не привел бы к появлению на изображении белых "пустот". То же относится и к черной точке. Определение серой точки изображения — вообще дело сугубо творческое.

Далеко не каждое изображение имеет все эти три особые точки. Если вы имеете фотографию белого предмета, снятую на закате, то все точки изображения будут иметь красно-оранжевый тон. Ни белой, ни серой точек в таком изображении нет. То же и с черной точкой — фотография, сделанная ярким солнечным днем, вряд ли имеет в своем составе черную точку. Однако использование этого инструмента очень полезно, если в изображении есть явный сдвиг цвета. Черная и белая точки определяются в диалоговых окнах Levels (Уровни) и Curves (Кривые).

1.                       Яркий пример изображения, у которого есть все три особые точки, — ВЕЧЕР.jpg (рис. 9.22). Откройте этот файл с прилагаемого диска.

2.                       Используя инструмент  Eyedropper (Пипетка), проанализируйте яркость в светлых участках изображения. Найдите точки, которые должны быть белыми, и выберите самую светлую из них. В нашем случае это блики на мундире.

3.                       Значения цвета отслеживайте на палитре Info (Информация). Удобно перед орытием окна Levels (Уровни) задать в палитре Info (Информация) второе знение в оттенках серого. Тогда вы сразу сможете оценить яркость точки и врать действительно самую светлую.

4.                       В диалоговом окне Levels (Уровни) щелкните на пиктограмме Sample in image to set white point ("Белая пипетка") (правая кнопка). Переведите курсор на изражение и щелкните инструментом на выбранном вами светлом участке.

5.                       Если вы "промахнулись" и щелкнули не там, где собирались, — не беда. Нмите клавишу <Alt>, а затем нажмите кнопку Reset (Восстановить), которая появилась на месте кнопки Cancel (Отмена). Обратите внимание, что измения произошли и на изображении, и на гистограмме. Цифровые параметры пле корректировки белой точки отображаются на палитре Info (Информация):

практически все значения яркости пикселов увеличились. На гистограмме тальный диапазон сдвинулся вправо.

а                                                                             б

Рис. 9.22. Откорректированное изображение с помощью инструмента Eyedropper (а); диалоговое окно Levels и его настройки (б)

6.                       Щелкните теперь на пиктограмме инструмента Sample in image to set black point ("Черная пипетка" (левая кнопка)). Переведите курсор на изображение и щелкните инструментом "Черная пипетка" на самом темном участке.

7.                       Посмотрите, каким ярким стало изображение. Кроме того, несколько измения его цветовой баланс, оно стало более холодным. Вероятнее всего, точки, вранные вами, были не белой и черной, а слегка серыми. Когда вы определили их значения как белое и черное, весь тоновый диапазон был откорректирован соответственно.

8.                       Серых оттенков не имеют серебряные предметы в области рассеянного света в левой части изображения. Выберите инструмент Sample in image to set gray point ("Серая пипетка") и щелкните им по области, которую вы хотите видеть серой.

9.                       Все тона изображения откорректированы. В данном случае нам удалось диться неплохого тонового и цветового баланса буквально тремя движениями мыши. Правда, так случается далеко не всегда…

Коррекция тона в канале

Инструменты тоновой коррекции в Photoshop можно использовать и для цветоррекции. Такую возможность обеспечивает их способность управлять не только

суммарной яркостью пикселов изображения, но и по отдельным цветовым каналам. Например, увеличение яркости красного канала сместит тоновый баланс изображия в сторону красного и, соответственно, уменьшит в нем содержание голубого. Воспользуемся для цветовой коррекции диалоговым окном Levels (Уровни).

1.                       Откройте документ ГОЛОВА.jpg (рис. 9.23, а) с прилагаемого диска.

2.                       Откройте диалоговое окно Levels (Уровни), выбрав одноименную команду из списка Adjustments (Настройки), находящегося в меню Image (Изображение) или раздел Levels (Уровни) из палитры Adjustments (Настройки).

3.                       В списке Channel (Каналы) выберите Blue (Синий) (рис. 9.23, б).

4.                       Переместите ползунок средних тонов влево, чтобы значение гаммы установось примерно равным 1,30.

5.                       Нажмите кнопку OK. Изображение откорректировано.

а                                                                       б

Рис. 9.23. Фотография и цветовая коррекция с помощью диалогового окна Levels

Более тонкая тоновая коррекция изображения, как вы помните, осуществляется с помощью инструмента Curves (Кривые).

1.                       Откройте документ Храм_Василия_Блаженного.jpg (рис. 9.24) с прилагаемого диска.

2.                       Откройте меню Image (Изображение), выберите команду Adjustments (Нтройки) или вызовите одноименную палитру и в открывшемся списке выпоите команду Curves (Кривые) или нажмите клавиши <Ctrl>+<М>.

3.                       Откройте список Channel (Каналы) и выберите вариант Blue (Синий). В этом списке каналы, как и в палитре Channels (Каналы), можно выбирать с помью клавиатурных эквивалентов. Например, синий канал активизируется натием клавиш <Ctrl>+<3>.

4.                       Откройте список Presets (Образцы) и выберите вариант Lighter (RGB) (Свеее) (рис. 9.24, б).

5.                       Вы уже знаете, как определить область на градационной кривой, относящуюся к данному участку изображения. Переместите курсор на изображение и нажме кнопку мыши, на графике точка в кружке перемещается по линии. Проанизируйте области с дисбалансом цветов. Он наблюдается во всем тоновом диапазоне, а в наибольшей степени в средних тонах.

а                                                                   б

Рис. 9.24. Цифровая фотография и цветовая коррекция

6.                       Придайте градационной кривой форму симметричной гиперболы. Коррекция проведена.

7.                       Закройте диалоговое окно Curves (Кривые), нажав кнопку ОК.

Инструмент Curves (Кривые) позволяет осуществлять с высокой точностью не только тоновую, но и цветовую коррекцию. Наш простейший пример не дал почутвовать, что в случае цветовой коррекции использование этого непростого инсумента еще больше усложняется: приходится манипулировать каждым каналом отдельно. Надо обладать солидным опытом, чтобы это превратилось из препятсия в преимущество.

Диалоговое окно Color Balance

Теперь перейдем к изучению специализированных инструментов Photoshop, позволяющих управлять цветами изображения. Эти инструменты можно условно разбить на две группы. Первая группа управляет балансом цветовых компонентов изображения. К ней относятся инструменты Color Balance (Цветовой баланс) и Variations (Варианты). Инструменты второй группы действуют только на строго определенные цвета изображения и позволяют их изменять.

1.                       Откройте документ ВЕЛОСИПЕДЫ_ЗИМОЙ.jpg с прилагаемого диска.

2.                       Выберите команду Color Balance (Цветовой баланс) меню Adjustments (Нтройки).

В появившемся диалоговом окне (рис. 9.25) находятся три ползунка, соответсующие основным цветам моделей CMYK и RGB. Очевидно, что основные цвета этих моделей являются одновременно и дополнительными, например, уменьшая количество красного цвета, вы тем самым увеличите содержание голубого. Для иенения соотношения компонентов и предназначены указанные ползунки. В поле Color Levels (Уровни цветов) отображаются численные значения текущих измений баланса.

Переключатель, расположенный непосредственно под движками, имеет три фиксированных положения: Shadows (Тени), Midtones (Средние тона) и Highlights (Светлые цвета), и позволяет грубо указать тоновый интервал для коектировки цветового баланса.

Рис. 9.25. Диалоговое окно

Color Balance

И наконец, флажок Preserve Luminosity (Сохранение яркости) определяет, нуо ли при изменениях цветового баланса сохранять яркость пикселов, составляющих изображение. Действительно, ведь стоит, например, увеличить содержание синего цвета в изображении, изменится и его яркость — как если бы вы добавили краски в банку с белилами. Флажок Preserve Luminosity (Яркость) заставляет Photoshop коенсировать изменение яркости, неминуемо происходящее при изменении цветового баланса. В большинстве случаев этот флажок следует устанавливать.

Не нужно иметь глаз профессионального фотографа, чтобы заметить избыток серого цвета в свете и средних тонах изображения. Попробуем устранить этот ностаток.

1.                       Выберите положение Midtones (Средние тона) переключателя тонового интеала. Поэкспериментируйте с движками цветов, наблюдая, как изменяются тальности.

2.                       Перемещайте нижний ползунок вправо, пока число в соответствующем поле

Color Levels (Уровни цветов) не достигнет +40.

3.                       Выберите положение Highlights (Светлые цвета) переключателя тонового иервала.

4.                       Перемещайте нижний ползунок вправо, пока число в соответствующем поле

Color Levels (Уровни цветов) не станет равным +25.

5.                       Нажмите кнопку OK.

Коррекцию  данной  фотографии  можно  выполнить  и  с  помощью  палитры

Adjustments (Настройки) (рис. 9.26).

Рис. 9.26. Коррекция фотографии с помощью палитры Adjustments

Взгляните на результат работы: с изображения исчез неестественный желтый тон. Конечно, приведенный пример — лишь простейший случай коррекции, изменение

одного цвета. На практике чаще встречаются более сложные варианты с необходимтью корректировки баланса по всем компонентам, что требует определенного опыта работы с балансом цветов. Облегчить выполнение подобной задачи новичку поможет диалоговое окно Variations (Варианты).

Диалоговое окно Variations

Диалоговое окно Variations (Варианты) предоставляет  удобный инструмент для тоновой и цветовой корректировки по методу последовательных приближений и предварительного просмотра результатов всех возможных модификаций изобрения на каждом шаге.

1.                       Выполните команду Undo (Отменить), чтобы вернуться к первоначальному вианту документа ШИНШИЛЛА.jpg.

2.                       Выберите пункт Variations (Варианты) из меню Adjustments (Настройки).

3.                       Команда выведет диалоговое окно Variations (Варианты), в котором вы увиде 12 уменьшенных копий вашего документа. Теперь Photoshop предложит вам сыграть в игру "найди 12 различий" (рис. 9.27).

Все диалоговое окно разделено на три области. В верхнем левом углу находятся копии начального и текущего состояний изображения. В правом нижнем углу — три миниатюры, показывающие, как выглядит текущее изображение (средняя), как оно будет выглядеть при уменьшении яркости (нижняя) и при увеличении (верхняя). Нрудно догадаться, что эта область диалогового окна Variations (Варианты) отвечает за тоновый баланс изображения.

В левом нижнем углу собраны варианты для коррекции цветового баланса. Центральная миниатюра демонстрирует текущее состояние изображения, а осталые, сгруппированные вокруг него, показывают, как оно будет выглядеть при увичении содержания каждого цвета.

Благодаря приведенным миниатюрам вы можете заранее увидеть, как отразятся на изображении результаты корректировки. Вам надо всего лишь выбрать из преагаемых вариантов наиболее близкий к желаемому. Для того чтобы это сделать, достаточно щелкнуть мышью на его миниатюре. При этом выбранная миниатюра займет положение центральной (Current Pick, текущее состояние), а все остальные будут перерисованы для отображения возможных изменений относельно нового текущего состояния.

Таким образом вы можете осуществлять пошаговую цветовую и тоновую коекцию изображения. Если балансировка зашла в тупик (по неопытности это прсходит довольно часто), вы всегда можете вернуться к первоначальному состоию изображения щелчком на миниатюре.

Правый верхний угол диалогового окна Variations (Варианты) занимают перлючатели, управляющие процессом генерации вариантов. Переключатель Shadows/Midtones/Highlights (Тени/Средние тона/Светлые тона) аналогичен перлючателю в окне Color Balance (Цветовой баланс) и указывает, в каком тоновом интервале будет производиться тоновая коррекция.

Рис. 9.27. Диалоговое окно Variations

Ползунок Fine/Coarse (Точнее/Грубее) указывает шаг изменения тона или коонента (цвета). Чем грубее шаг, тем сильнее будут различаться отображаемые варнты.

1.                       Установите переключатель тонового интервала в положение Midtones (Среие тона).

2.                       Ползунок шага оставьте в среднем положении.

3.                       Выберите вариант More Yellow (Больше желтого).

4.                       На центральной миниатюре все равно избыток серого. Снова выберите вариант

More Yellow (Больше желтого).

5.                       Видно, что несколько перестарались. Поскольку уменьшение синего эквивентно добавлению желтого, следует добавить немного желтого цвета. Чтобы добавить немного, переместите ползунок шага на одно положение левее, в стону Fine (Точнее).

6.                       Выберите вариант More Blue (Больше голубого).

7.                       По-прежнему в изображении недостаток голубого. Щелкните на миниатюре того же варианта еще раз. Теперь в средних тонах цветовой баланс восстановлен.

8.                       Установите переключатель тонового интервала в положение Highlights (Свеые цвета).

9.                       Выберите вариант More Blue (Больше голубого).

10.                   Нажмите кнопку OK. Перед вами результат произведенных действий в диаловом окне Variations (Варианты). Как и следовало ожидать, вы пришли к тому же результату, что и в предыдущем разделе, но другим путем.

11.                   Закройте, не сохраняя, этот документ.

Описанные выше инструменты позволяют грубо откорректировать цветовой баланс изображения. Этой "грубости", как правило, с лихвой хватает для большитва задач, но если вы хотите создать шедевр или получить специальные изобразельные эффекты, то воспользуйтесь уже знакомым диалоговым окном Curves (Кривые), позволяющим проводить коррекцию не на трех интервалах яркостей (Highlights, Midtones, Shadows), а на любом их количестве.

Диалоговое окно Hue/Saturation

Инструмент Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) — мощнейший итрумент цветокоррекции.

1.                       Откройте файл МАТЬ.jpg с прилагаемого диска (рис. 9.28). Фотография скульптуры содержит ограниченное число тонов, в ней не хватает красок. Дело, конечно, в сильно нарушенной цветопередаче.

2.                       Попробуйте воспользоваться инструментами Color Balance (Цветовой баланс) или Variations (Варианты), для того чтобы фотография "ожила", стала более красочной. Попробовали? Наверняка не получилось. Не получилось потому, что в этом изображении нет нарушений цветового баланса, просто некоторые цвета изменены, в то время как остальные в полном порядке. Подобные меторфозы происходят и при длительном хранении фотографий: красители вветают неодинаково. То же можно сказать и о старых картинах. Полотна Рерандта и Тициана, Левицкого и Боровиковского выглядят совсем не такими, какими видели их современники художников.

3.                       Выберите  команду  Hue/Saturation  (Цветовой  тон/Насыщенность)  из  меню

Adjustments (Настройки) или палитру с одноименным названием.

В открывшемся диалоговом окне (рис. 9.28) находятся три ползунка, которые ассоциируются с цветовой моделью HSB (Hue/Saturation/Brightness (Цветовой тон/Насыщенность/Яркость)). Они позволяют варьировать общий тон изобрения, насыщенность цветов и суммарную яркость. Как уже отмечалось, эта цветовая система наиболее близка к традиционным характеристикам красок (ярче, светлее, теплее), что делает это диалоговое окно интуитивно понятным.

В нижней части диалогового окна находятся две радужные полосы, предстаяющие все цвета, как они следуют по порядку на цветовом круге. Верхняя по-

лоса представляет цвета изображения до коррекции, а нижняя — после. Попруйте перемещать ползунки и наблюдайте, как изменяется нижняя полоса.

Рис. 9.28. Фотография, палитра Histogram и раздел Hue/Saturation

в палитре Adjustments для коррекции тонового диапазона

4.                       При перемещении ползунка Hue (Цветовой тон) нижняя полоса сдвигается. Вичина сдвига, выраженная в градусах (угол поворота цветового круга), указана в поле ввода рядом с ползунком.

5.                       Сравнение полос позволяет сказать, как изменился каждый цвет. Выберите лой цвет на верхней полосе и посмотрите на тот, что находится на нижней посе точно под выбранным. Именно в него превратился выбранный цвет при смещении тонов.

6.                       Перемещайте ползунок Saturation (Насыщенность). Насыщенность красок на нижней полосе изменяется от очень ярких в правом положении ползунка до назличимо серых в крайнем левом. И снова вы можете сказать, как изменились интересующие вас цвета, сравнив верхнюю и нижнюю полосы.

7.                       Смещение ползунка Lightness (Яркость), как и следовало ожидать, изменяет яркость цветов изображения. Цвет нижней полосы изменяется от черного в лом положении ползунка до белого в крайнем правом.

8.                       Теперь, когда вы "прочувствовали" инструмент, пора им воспользоваться. Для начала верните все ползунки в исходное положение. Проще всего щелкнуть на кнопке Reset (Восстановить), которая появляется при нажатой клавише <Alt>.

9.                       Экспериментируя с положением ползунка Hue (Цветовой тон), вы, возможно, уже заметили то положение, при котором цвета фона становятся более естесенными. Переместите ползунок влево до угла смещения 27 .

10.                   Чтобы фон стал ярче, увеличьте насыщенность изображения до +30, сместив вправо ползунок Saturation (Насыщенность).

Обратите внимание на появление четырех ползунков на верхней цветной поле. Они позволяют изолировать любой участок цветового круга и работать только с ним, не затрагивая остальных цветов изображения. Поскольку для роты выбраны красные тона, ползунки ограничивают красные тона цветового круга. Мощь инструмента Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) злючается в том, что при выборе диапазона цветов для редактирования вы не ограничены теми шестью, которые перечислены в списке Edit (Редактировие) диалогового окна. Вы можете сами определить до шести диапазонов цвета. Для определения диапазона достаточно выбрать его с помощью ползунков.

11.                   Перемещайте с помощью мыши всю группу ползунков, захватив ее за тео-серый прямоугольник, находящийся между центральными ползунками. Как видите, вы можете выбрать для коррекции любой участок цветового круга. Диапазон цветов для коррекции можно выбрать и непосредственно на изобрении. Нажмите кнопку с изображением пипетки в диалоговом окне Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность).

12.                   Поместите курсор мыши в окно документа. Он примет вид пипетки. Щелкните мышью в средней области изображения. Ползунки на верхней цветной полосе займут положение, соответствующее выбранному цвету.

Если вы хотите выбрать для коррекции голубые тона, по которым "разорван" цветовой круг на верхней полосе, то сместите ее цвета. Для этого поместите курсор мыши в лое место полосы. Затем, нажав клавишу <Ctrl> и левую кнопку мыши, перемещайте мышь, пока голубые тона не окажутся посередине полосы. Сдвига тонов на самом изражении эта операция не вызовет.

Выбранный цветовой диапазон ограничен двумя движками для того, чтобы граница изменений не проходила по какому-то строго определенному цвету. Здесь напрашивается аналогия с растушевкой, используемой для той же цели при выделении областей. Все пикселы изображения, цвет которых попадает в диапазон, ограниченный внутренними ползунками, выбраны для редактировия. Пикселы, имеющие цвета в диапазоне между внутренними и внешними ползунками, выбраны для редактирования частично. Это предотвращает пояение резких цветовых контрастов на изображении.

13.                   Придвиньте внешние ползунки вплотную к внутренним. Этим вы задали реую границу выбора цветов для коррекции.

14.                   Переместите ползунок Hue (Цветовой тон) в положение +100. Не пугайтесь результата, просто обратите внимание на резкие переходы цвета.

15.                   Отодвиньте внешние ползунки на верхней цветной полосе от внутренних на прежнее расстояние. Переход цветов на изображении стал более плавным.

16.                   Сместите ползунок в положение +30.

17.                   Доведите насыщенность до +40 с помощью ползунка Saturation (Насыщеость).

18.                   Нажмите кнопку OK. Фотография откорректирована!

Диалоговое окно Selective Color

Команда Selective Color (Выбор цвета) поможет вам лучше представить работу печатника, управляющего офсетной машиной. Она позволяет добавлять или убать с изображения любую из четырех красок модели CMYK. Причем, в отличие от печатника, вы можете это делать выборочно для любых базовых цветов моделей RGB, CMYK, а также трех тоновых интервалов: света, средних тонов и теней.

1.                       Откройте документ УКРАШЕНИЕ.jpg с прилагаемого диска.

2.                       Выберите команду Selective Color (Выбор цвета) из списка Adjustments (Нтройки), находящегося в меню Image (Изображение). Перед вами откроется диалоговое окно Selective Color (Выбор цвета) (рис. 9.29).

Рис. 9.29. Фотография и диалоговое окно Selective Color

3.                       В списке Colors (Цвета) выберите Whites (Белые).

4.                       Решаем, например, что в цветах изображения не должно быть желтого цвета. Передвиньте ползунок Yellow (Желтый) в крайнее левое положение. Взгляните, как заблестела фотография!

5.                       Уберем избыток желтого по всему изображению. Выберите Yellows (Желтые) в списке Colors (Цвета).

6.                       Переместите ползунок в положение –55. Цвета стали мягче.

7.                       С помощью этой команды вы можете даже осветлить или затемнить опреденные цвета изображения. Выберите в списке Colors (Цвета) вариант Reds (Красные).

8.                       Переместите ползунок Black (Черный) в положение –16. Оттенки цветов стали ярче.

9.                       Нажмите кнопку OK.

10.                   Сохраните откорректированное изображение командой Save (Сохранить) меню

File (Файл).

Коррекцию   данной   фотографии   можно   выполнить   с   помощью   палитры

Adjustments, вызвав раздел Selective Color (Выбор цвета).

Источник: Комолова, Н. В., Adobe Photoshop CS5 для всех / Н. В. Комолова, Е. С. Яковлева. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 624 с.: ил. + CD-ROM — (В подлиннике)

По теме:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий