Инструменты группы Draw в Anime Studio Pro

wpid-AnimeStudioPro5_image073.png

Пиктограммы инструментов для рисования собраны на панели Tools (Инструменты) в группу Draw (Рисование) (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Пиктограммы инструментов рисования Draw

 

Названия инструментов и клавиши их вызова записаны в подсказках, которые появляются, если навести курсор на пиктограмму инструмента и не двигать им пару секунд (рис. 2.1). Никакие кнопки мыши нажимать не надо. Наведите курсор на крайнюю слева в первом ряду пиктограмму инструмента Select Points (Выбрать узлы). Инструмент предназначен для выделения узлов формы, которую вначале надо создать. Для создания форм служат в основном четыре инструмента. Я назову их имена, а вы по именам найдите их пиктограммы, водя курсором над группой Draw (Рисование). Итак, Oval (Овал), Rectangle (Прямоугольник), Freehand (Рисунок от руки) и Add Point (Добавить узел). Все остальные инструменты группы Draw (Рисование) служат для редактирования созданных форм.

Щелкните по пиктограмме инструмента Oval (Овал). Как только пиктограмма окрасится в желтый цвет, значит, инструмент выбран. Важно отметить, что при выбранном инструменте в верхней части окна редактирования появляется информационная строка этого инструмента, а в нижней части окна редактирования выводится строка подсказки относительно правил работы с этим инструментом (рис. 2.2). Пиктограмма активного инструмента изображается на информационной строке с левого края.

Рис. 2.2. Информационная строка и подсказка

На информационной панели инструмента Oval (Овал) выведены два важнейших свойства формы Auto-Fill (Автоматическая заливка) и Auto-Outline (Автоматическое создание контура). Важно понимать и помнить, что ваш рисунок не воспринимается программой как объект, пока у него не будет заливки или контура. То, что рисунок не распознается программой как объект, означает, что никакие действия с ним невозможны. Он даже не виден в окне рендеринга. Проверьте это. Сбросьте оба флажка, нарисуйте овал и сделайте его рендеринг (клавиши <Ctrl>+<R>). Держу пари, что окно рендеринга будет пусто. Когда в процессе рисовании уже установлены флажки указанных свойств, то из рисунка сразу создается форма.

Подсказка в нижней части окна редактирования гласит следующее. Если рисовать овал, удерживая клавишу <Shift>, то расширение овала будет происходить в сторону рисования (в сторону перемещения курсора), а если удерживать клавишу <Alt>, то из центра овала. Чтобы понять сказанное, нарисуйте несколько овалов, используя указанные клавиши.

У инструмента Rectangle (Прямоугольник) по понятным соображениям на информационной панели выведены аналогичные свойства, а в нижней части окна приведена аналогичная подсказка.

Для инструмента Freehand (Рисунок от руки) на информационной панели помимо рассмотренных выше свойств выведены еще два свойства и один список (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Информационная панель инструмента Freehand

Инструментом Freehand (Рисунок от руки) вы можете рисовать линии. Нарисуйте произвольную линию. Как вы понимаете, замкнутая линия может и не получиться, но заливка возможна только для замкнутых фигур. Поэтому предусмотрено свойство Auto close (Автоматическое создание замкнутых линий). Хотя вы не можете установить флажок Auto-fill (Автоматическая заливка) при сброшенном флажке Auto-close (Автоматическое создание замкнутых линий), но можете установить флажок Auto-close (Автоматическое создание замкнутых линий) при сброшенном флажке Auto-fill (Автоматическая заливка). Проверьте это.

Свойство Auto-weld (Автоматическое соединение узлов) позволяет "сваривать" воедино наложенные друг на друга узлы. Свойство Auto-close также "сваривает" первый и последний узлы линии, но только узлы, принадлежащие одной и той же линии. А с помощью свойства Auto-weld (Автоматическое соединение узлов) можно подсоединиться к готовой форме, "приварив" к ее узлу (или узлам) узлы другой формы. Это очень полезное свойство. Свойства, собранные в списке Freehand Options (Настройки инструмента рисунок от руки), детально рассмотрим в главе 3, посвященной настройкам параметров линии.

Подсказка инструмента Freehand (Рисунок от руки) говорит о том, что, удерживая клавишу <Alt>, можно отключать свойство Auto-weld (Автоматическое соединение узлов).

Инструмент Add Point (Добавить узел) служит не только для добавления узлов к готовым формам, но также для рисования линий и создания форм. К слову сказать, линии, строящиеся на основе узлов, которые соединяются между собой сегментами, называются сплайнами. Сплайн переводится как сегментно-узловая линия (Segment Point Line = Spline). На рис. 2.4 показана информационная панель инструмента Add Point (Добавить узел) и строка подсказки.

Кроме уже известных нам свойств Auto-weld (Автоматическое соединение узлов) и Auto-fill (Автоматическая заливка), на информационной панели выведено свойство Sharp corners (Заострить углы). Разберем детально, что происходит при рисовании линии инструментом Add Point (Добавить узел). Вы нажимаете левую кнопку мыши — возникает первый узел. Не отпуская левую кнопку мыши, перемещаете курсор. Рисуется линия. Отпускаете левую кнопку мыши — возникает второй узел. Не сдвигая курсор с места, снова прижимаете левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перемещаете курсор. Рисуется линия. Отпускаете левую кнопку мыши и тут же снова прижимаете ее и перемещаете курсор. Другими словами: прижали, переместили, щелчок, переместили, щелчок, переместили, щелчок и так далее. Если флажок Sharp

corners (Заострить углы) сброшен, то узлы соединяются сглаженными криволинейными сегментами (рис. 2.5, слева). Если указанный флажок установлен, то узлы соединяются прямыми линиями (рис. 2.5, справа).

Рис. 2.4. Информационная панель инструмента Add Point

 

Рис. 2.5. Действие свойства Sharp corners

 

Рис. 2.6. Создание группы узлов

Кроме того, на информационной панели имеется список Select Group (Выбрать группу), служащий для выбора группы узлов. Создание группы производится с помощью рассмотренного ранее инструмента Select Points (Выбрать узлы). Рамкой выделения инструмента Select Points (Выбрать узлы) выделяем несколько узлов на созданном сплайне (рис. 2.6, слева). Далее, в поле имени вводим имя создаваемой группы, например, 1. Щелкаем по кнопке Create (Создать) (рис. 2.6, справа). Группа узлов с именем 1 создана. Заметьте, все эти операции мы совершали на информационной панели инструмента Select Points (Выбрать узлы). Если теперь раскрыть список Select Group (Выбрать группу), то в нем будет присутствовать имя этой группы, то есть 1. Такой же список Select Group (Выбрать группу) имеется и на информационной панели инструмента Add Point (Добавить узел). Аналогичные списки имеются практически на всех информационных панелях инструментов группы Draw (Рисование) (кроме инструмента Delete Edge (Удалить ребро), Arrow (Стрелка) и четырех вспомогательных инструментов нижнего ряда), а также на информационных панелях многих инструментов группы Fill (Заливка). Это сделано для удобства обработки узлов формы. Например, одну и ту же группу узлов надо масштабировать инструментом Scale (Масштаб) и повернуть инструментом Rotate points (Повернуть узлы). Конечно, можно всякий раз заново выделять узлы инструментом Select Points (Выбрать узлы), но удобнее выделить их один раз и оформить в группу, а затем вызывать по имени из списка Select Group (Выбрать группу). Подсказка напоминает, что нажатие клавиши <Пробел> включает действие свойства Auto-weld (Автоматическое соединение узлов), если его флажок сброшен. При этом надо прижать клавишу <Пробел> только в момент приближения к узлу, с которым собираетесь соединить рисуемую линию. Если не понятно, проделайте упражнение. При сброшенном флажке Auto-weld (Автоматическое соединение узлов) рисуйте инструментом Add Point (Добавить узел) замкнутую линию. При приближении курсора к первому узлу нажмите и удерживайте клавишу

<Пробел>. Автоматически получится замкнутая линия. Если же хотите полу-

чить обратный эффект, то есть при установленном флажке Auto-weld (Автоматическое соединение узлов) не соединять узлы, то надо также только в момент приближения рисуемой линии к узлу нажать и удерживать клавишу <Alt>.

Говоря об инструментах, создающих формы, следует упомянуть еще инструмент, рисующий стрелку, Arrow (Стрела) (рис. 2.7). На информационной панели выведены два свойства, располагающие стрелку в начале (Arrow at start) и в конце линии (Arrow at end). На рис. 2.7 стрелка расположена с обоих концов. Подсказка гласит, что для рисования строго горизонтальной или строго вертикальной стрелки, надо удерживать клавишу <Shift>.

Рис. 2.7. Инструмент Arrow

 

Итак, мы рассмотрели пять основных инструментов для рисования и создания форм, а также инструмент выделения узлов Select Points (Выбрать узлы). Все остальные инструменты группы Draw (Рисование) служат для редактирования (деформации) этих форм. Изучим возможности этих инструментов.

Самым "безобидным" с точки зрения степени деформации формы является инструмент Translate Points (Перемещение узлов). На рис. 2.8 приведена информационная панель этого инструмента. Если собираетесь переместить только один узел, то его можно выделить инструментом Translate Points (Перемещение узлов). Если хотите переместить несколько узлов сразу, то их предварительно надо выделить инструментом Select Points (Выбрать узлы). Эти узлы могут быть оформлены в группу, как мы разбирали ранее, и вызваны из списка Select Group (Выбрать группу) (рис. 2.8). Координаты выделенного узла выводятся в полях X и Y. Можно не перетаскивать узлы вручную, а задать новые координаты прямо в числовых полях X и Y и, нажав клавишу <Enter>, переместить узлы в новое место.

Свойства Auto-weld (Автоматическое соединение узлов) и Auto-fill (Автоматическая заливка) позволяют перетаскивать узел сплайна до соединения его с другим узлом. В результате образуется форма. Это позволяет рассматривать инструмент Translate Points (Перемещение узлов) как формообразующий инструмент. Нарисуйте инструментом Freehand (Рисунок от руки) незамкнутую линию (рис. 2.9, наверху). Затем щелкните по пиктограмме инструмента Translate Points (Перемещение узлов) и установите на информационной панели флажки свойств Auto-weld (Автоматическое соединение узлов) и Auto- fill (Автоматическая заливка). Теперь перетащите последний узел линии на первый. Узлы соединятся, и образуется форма с заданным цветом заливки (рис. 2.9, внизу). Кнопка Reset (Сброс) возвращает перемещенные узлы в первоначальную позицию. Подсказка напоминает о клавише <Shift>, которую следует удерживать нажатой, если хотим перемещать узлы строго по горизонтали или вертикали. Также говорится о воздействии клавиш <Пробел> и <Alt>, включающих и выключающих свойство соединения узлов, о чем мы уже говорили.

Рис. 2.9. Создание формы инструментом Translate Points

 

Следующий инструмент Scale Points (Масштабирование узлов) (рис. 2.10). Вначале выделите инструментом Select Points (Выделить узлы) узлы формы, которые собираетесь масштабировать, затем щелкните по пиктограмме Scale Points (Масштабирование узлов). Выделенные узлы оказываются охваченными масштабирующим прямоугольником. Перемещая маркеры этого прямоугольника, можно изменять размеры формы. Есть два способа изменения масштаба. Во-первых, маркеры можно перемещать вручную, нажимая на них левой кнопкой мыши. Во-вторых, можно задавать числовые значения коэффициентов масштабирования в полях X и Y на информационной панели, а затем щелкать по кнопке Modify (Изменить) для подтверждения этих значений (рис. 2.10). При вводе числовых значений в поля X и Y пользуйтесь колесиком мыши, вращая его от себя для увеличения и на себя для уменьшения числовых значений. Попробуйте оба способа. Щелчок по кнопке Reset (Сброс) возвращает форме исходный масштаб. На информационной панели инструмента имеется также список Select Group (Выбрать группу), назначение которого мы рассматривали ранее.

Рис. 2.10. Информационная панель инструмента Scale Points

 

В строке подсказки напоминается об использовании клавиши <Alt>, если мы хотим изменять масштаб формы, не изменяя ее площадь. Поясню на примере. На рис. 2.11, вверху слева, изображена форма в исходном масштабе. Вверху справа изображена та же форма, масштабированная по оси X (горизонтальная ось) без сохранения постоянства площади (без использования клавиши

<Alt>). Внизу изображена та же форма, также масштабированная по оси X, но с использованием клавиши <Alt>, в результате чего площадь формы сохранена неизменной.

Инструмент Rotate Points (Вращать узлы) (рис. 2.12). Вращение происходит вокруг центра (на рис. 2.12 показан стрелкой), положение которого рассчитывается автоматически в зависимости от расположения выделенных узлов. Не путайте центр для вращения инструмента Rotate Points (Вращать узлы)

с центром слоя, который обозначается более крупным перекрестием двух стрелок. Для вращения выделенных узлов надо прижать левую кнопку мыши и перемещать курсор в ту сторону, куда хотите вращать узлы. Можно задавать угол поворота в градусах в поле Rotation (Вращение). Отрицательные значения вызывают вращение по часовой стрелке, положительные — против часовой стрелки.

Рис. 2.11. Изменение масштаба при низменной площади формы

Рис. 2.12. Информационная панель инструмента Rotate Points

 

Если выделять не все, а лишь несколько узлов, например, выделить два узла, то можно целенаправленно деформировать форму (рис. 2.13). Стрелочкой показан центр вращения. Есть возможность использовать также группы узлов из списка Select Group (Выбрать группу).

Рис. 2.13. Деформация формы инструментом вращения узлов Rotate Points

 

Инструмент Delete Edge (Удалить линию, соединяющую два узла). Это один из немногих инструментов из группы Draw (Рисование), не имеющий на информационной панели списка Select Group (Выбрать группу). Чтобы удалить линию, соединяющую два узла, надо, выбрав инструмент Delete Edge, просто щелкнуть по этой линии. На рис. 2.14 стрелкой показана линия, которую хотим удалить. Если щелкнуть не по линии, а по узлу, то будет удалена линия, входящая в узел слева. Если второй раз щелкнуть по тому же узлу, то на этот раз будет удалена линия, справа от узла. Восстановите удаленную линию, выполнив команду меню Edit (Редактирование) | Undo (Отменить действие).

Рис. 2.14. Удаление линии, соединяющей два узла

Инструмент Curvature (Кривизна) имеет на информационной панели только список Select Group (Выбрать группу). Инструмент позволяет настроить кривизну линии, проходящей через выделенные узлы. На рис. 2.15 для двух выделенных узлов (показаны стрелками) проходящая через них кривая слева настроена на минимальную кривизну, а справа — на максимальную. Для уменьшения кривизны перемещайте курсор влево, для увеличения кривизны — вправо. Это написано в строке подсказки.

Рис. 2.15. Работа инструмента Curvature

 

Рис. 2.16. Информационная панель инструмента Magnet

 

Инструмент Magnet (Магнит) (рис. 2.16). Рабочая зона инструмента очерчивается окружностью красного цвета, радиус которой задается в поле Magnet radius (Радиус магнита). Узлы формы, попавшие внутрь окружности, становятся выделенными, и будут следовать за перемещением окружности. Сила воздействия внутри окружности распределена так, что убывает от центра к периферии. Проверьте это, охватив окружностью несколько узлов, находящихся в разных местах внутри окружности, и подвигав ими.

Инструмент Shear Points X (Сдвиг узлов в горизонтальном направлении) (рис. 2.17). Принцип действия этого инструмента точно объяснен в его пиктограмме. На рис. 2.17 слева показано исходное состояние формы, все узлы которой выделены. На рис. 2.17 справа показано, куда сдвигаются узлы при перемещении курсора вправо (с прижатой левой кнопкой мыши). То есть верхний ряд выделенных узлов следует в сторону перемещения курсора, а нижний ряд выделенных узлов — в противоположную сторону.

Рис. 2.17. Действие инструмента Shear Points X

 

Интересные деформации сжатия и растяжения возникают при выделении нескольких узлов, расположенных на разной высоте (рис. 2.18). На этом рисунке сверху показаны восемь выделенных узлов в исходном состоянии, на среднем изображении узлы показаны в сжатом состоянии и на нижнем изображении — в разнесенном состоянии. На информационной панели имеется список Select Group (Выбрать группу), с помощью которого можно указать данному инструменту, какую группу узлов сдвигать.

Рис. 2.18. Узлы расположены на разных высотах

Инструмент Shear Points Y (Сдвиг узлов в вертикальном направлении) работает аналогично рассмотренному ранее инструменту, но сдвигает узлы в вертикальном направлении. Проверьте его действие самостоятельно.

Очень эффектно работает следующий инструмент Perspective Points H (Перспективное перемещение узлов по горизонтали) (рис. 2.19). Исходная форма, знакомая по рис. 2.18, повернута перспективно. Инструмент крайне полезен при создании перспективных искажений линейных размеров, например, домов, уходящих вдаль.

Инструмент Perspective Points V (Перспективное перемещение узлов по вертикали) не уступает своему горизонтальному собрату по эффективности. На рис. 2.20 мы с легкостью за счет перспективных сокращений превратили все ту же плоскую форму в озеро. Из прямоугольника можно с легкостью получить поверхность стола с перспективным искажением. Вы только подумайте, сколько усилий надо было бы приложить, перемещая по отдельности каждый узел, если бы не было этого инструмента. Информационная панель скупа и содержит лишь список Select Group (Выбрать группу узлов) да кнопку Reset (Сброс), возвращающую узлы в исходное положение.

Рис. 2.19. Действие инструмента Perspective Points H

 

 

Рис. 2.20. Действие инструмента Perspective Points V

Инструмент Bend Points H (Изгиб узлов по горизонтали) перемещает выделенные узлы по дугообразным траекториям относительно центра изгиба, который определяется программой автоматически (без нашего участия). Деформированная форма, показанная на рис. 2.21, получилась при перемещении курсора вниз. Самостоятельно "загните" выделенные узлы вверх. Выделите другие узлы и "сгибайте" их. Работая этим инструментом, можно получить неожиданные интересные формы.

Инструмент Bend Points V (Изгиб узлов по вертикали) работает аналогичным образом. На рис. 2.22 показана деформация формы при перемещении курсора по горизонтали влево. Была использована та же исходная форма.

Рис. 2.21. Действие инструмента Bend Points H

 

Рис. 2.22. Действие инструмента Bend Points V

Инструмент Noise (Шум) создает случайные деформации при перемещении курсора вправо (рис. 2.23). Если двигать курсор влево деформаций не возникает. В информационной строке все тот же список Select Group (Выбрать группу узлов) и кнопка Reset (Сброс).

Рис. 2.23. Действие инструмента Noise

 

Нижний ряд пиктограмм в группе Draw (Рисование) представляют вспомогательные инструменты, которые производят свои действия, не меняя активного инструмента. Например, мы решили инструментом Scale Points (Масштабирование узлов) масштабировать все ту же форму, но хотим повернуть ее так, чтобы суженная часть смотрела не вправо, а влево (рис. 2.24). Для этого щелкнем левой кнопкой мыши по пиктограмме инструмента Flip Horizontally (Зеркальное отражение в горизонтальном направлении), и наша форма перевернется зауженным концом влево. Заметьте, что это произошло при активном инструменте Scale Points (Масштабирование узлов).

Рис. 2.24. Действие инструмента Flip Horizontally

 

Рис. 2.25. Действие инструмента Flip Vertically

 

Аналогично действует инструмент Flip Vertically (Зеркальное отражение в вертикальном направлении) (рис. 2.25).

К вспомогательным инструментам относятся еще два инструмента Smooth (Сглаживание) и Peak (Заострение). Их отличие от инструмента Curvature (Кривизна) в том, что с помощью инструмента Curvature (Кривизна) можно регулировать получаемую кривизну, а Smooth (Сглаживание) и Peak (Заострение) применяют уже готовые крайние значения кривизны, не меняя при этом текущий активный инструмент. Проверим это. Для разнообразия нарисуем инструментом Rectangular (Прямоугольник) прямоугольник и применим к нему действие инструмента Smooth (Сглаживание) (рис. 2.26). Как видно из рисунка, получился овал.

Рис. 2.26. Действие инструмента Smooth

 

Теперь инструментом Oval (Овал) нарисуем овал и применим к нему инструмент Peak (Заострение). Получился ромб (рис. 2.27).

И в заключение еще несколько слов об инструменте Select Points (Выделение узлов), с которого мы начали рассмотрение группы Draw (Рисование). Допустим, у вас уже есть группа выделенных узлов, и вы хотите добавить или удалить из этой группы отдельные узлы. Для этого надо лишь удерживать нажатой клавишу <Shift>, а затем щелкнуть левой кнопкой мыши по узлу. И еще одна возможность. Чтобы вместо прямоугольника выделения включить режим выделения Lasso Mode (Лассо), не обязательно ставить флажок на информационной панели. Достаточно удерживать нажатой клавишу <Alt> и с помощью левой кнопки мыши можно будет выделять в режиме лассо. Это написано в подсказке к инструменту в нижней части окна редактирования.

Рис. 2.27. Действие инструмента Peak

 

Источник: Зеньковский В. А., Anime Studio Pro 5.6/6.0. Создание анимационных фильмов на примерах. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 592 с.: ил. + Видеокурс (на DVD)

По теме:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий