Нелинейные массивы объектов 3ds Max

Программа 3ds Max позволяет создавать массивы объектов со сложным расположением. Объекты в таких массивах размещаюя не по рядам, а по заданным направлениям.

Для создания кругового массива объектов следует выбрать подходящий центр. В качестве такого центра может выступать любой объект. Если наличие центрального объекта по каким-то причинам не вписывается в создаваемую сцену, его можно замить объектом Point (Точка), который можно найти в подпанели

Helpers   (Вспомогательные   средства)

панели Create (Создать) (рис. 13.47).

Чтобы создать круговой массив, нбходимо:

1.     Создать центральный объект.

2.     Выбрать  объект-оригинал  создаваого массива.

3.     Установить систему координат Pick (Выбранная) и выбрать в качестве центра координат центральный обкт.

4.     Задать  центр  трансформации   

Рис. 13.47. Выбор объекта

Point (Точка)

Use Transform Coordinate Center (Использовать центр крдинат трансформации).

5.     Вызвать диалоговое окно Array (Массив).

6.     Выбрать вариант 1D и в поле Count (Количество) указать кичество объектов.

7.     В группе параметров трансформации (см. рис. 13.43) устанить для Totals (Общий) трансформации Rotate (Вращение) значение 360° для оси Z.

8.     Указать тип клонов и другие параметры создаваемого массива.

9.     Нажать кнопку OK.

Круговые массивы имеют различные области применения, нример создание лепестков цветка и т.д. (рис. 13.48).

Рис. 13.48. Круговой массив из десяти объектов

Более  усложненным  вариантом  кругового  массива  является спиралевидный массив.

Для создания спиралевидного массива нужно выполнить слующие действия:

1.     Выполнить пункты 1–6 создания кругового массива.

2.     Для трансформации вращения задать совокупный угол вращия по оси Z, равный 360°, умноженный на количество витков спирали (2 витка = 720° и т.д.).

3.     Для трансформации движения задать инкремент смещения по оси Z (эта величина установит расстояние по высоте между соседними объектами) либо общую высоту всей спирали (рис. 13.49).

Рис. 13.49. Задание параметров спиралевидного массива

4.     Установить остальные параметры создаваемого массива.

5.     Нажать кнопку OK.

Спиралевидные массивы являются трехмерными. Их используют, например, для создания круговой лестницы из одной ступеньки, системы ДНК и других спиралевидных структур (рис. 13.50).

Рис. 13.50. Спираль из чайников

Существует альтернативный способ создания кругового маива. Следует выбрать подпанель Systems (Системные) панели Create (Создать) и нажать кнопку Ring Array (Круговой массив) (рис. 13.51).

                                           

Рис. 13.51. Объект Ring Array и его свиток параметров

Данный массив имеет следующие параметры:

■  Radius (Радиус) – устанавливает радиус создаваемого кругого массива;

■  Amplitude (Амплитуда) – определяет  смещение объектов от центральной плоскости массива (при нулевом значении полается двумерный массив);

■  Cycles (Циклы) – задает количество волн в каждом круге;

■  Phase (Фаза) – определяет позицию объектов в круге;

■  Number (Количество) – задает количество объектов массива.

В качестве объектов по умолчанию используются параллелипеды, в качестве центра – пустой объект Dummy (рис. 13.52).

Рис. 13.52. Альтернативный вариант кругового массива

Объекты массива (параллелепипеды) можно впоследствии зенить любым другим типом объекта через иерархию объектов панели треков.

Рассмотрим специальные инструменты для создания массивов:   Snapshot (Тип объекта) – инструмент для создания массива объектов по траектории анимации объекта-оригинала. Поскольку рассмотрение анимации выходит за рамки этой книги, использание этого инструмента рассмотрено не будет;

  Spacing  Tool  (Инструмент  интервалов)  –  создает  массив объектов, распределяя клоны по указанному пути.

Данные инструменты похожи между собой способом создания массива. Основным отличием является то, что инструмент Snap- shot (Тип объекта) использует в качестве траектории создаваемо массива траекторию анимационной последовательности, а итрумент Spacing Tool (Инструмент интервалов) – заданный путь (path).

Для вызова диалогового окна Spacing Tool (Инструмент иервалов) можно нажать одноименную кнопку, либо выполнить команду меню Tools (Инструменты) | Align (Выравнивание) | Spacing Tool (Инструмент интервалов), либо нажать комбинию клавиш Shift+I (рис. 13.53).

Рис. 13.53. Диалоговое окно Spacing Tool

Это диалоговое окно содержит следующие настройки:

■  Count (Количество) – определяет количество объектолонов.

■  Spacing (Шаг) – устанавливает шаг между соседними клонами.

■  Start Offset (Начальное смещение) – задает смещение положия первого клона от начала пути.

■  End Offset (Конечное смещение) – задает расстояние между последним клоном и концом пути.

■  Context (Контекст) – указывает на способ измерения ратояния между соседними клонами: между краями объектов – Edges (Края) либо между центрами объектов – Centers (Церы).

■  Follow (Следовать) – определяет ориентацию клонов в пртранстве. При установленном флажке клоны будут выровны по направлению пути, без флажка – параллельно напраению объекта-оригинала.

Диалоговое окно также содержит группу параметров выбора типа создаваемых клонов, кнопки блокировки смещений , вадающий список, содержащий варианты возможных комбиний характеристик создаваемого массива (варианты меняются по ходу изменения настроек, так же как и настройки массива измяются при выборе определенного варианта из списка).

Кнопка Pick Path (Выбрать путь) активирует выбор пути для массива. В качестве пути можно использовать сплайновую форму (рис. 13.54).

Рис. 13.54. Путь в виде сплайновой формы – линии

Кнопка Pick Points (Выбрать точки) позволяет задать путь массива вручную. Для этого нужно нажать левой кнопкой мыши на активном окне проекции в точке начала пути, а затем в точке конца пути. До установки конечной точки за указателем будет тянуться синяя линия, указывающая на текущий путь для создаемого массива (рис. 13.55).

Рис. 13.55. Путь, создаваемый вручную

Примечание. Вручную можно задать только прямую траекторию пи и только в видимой области окна проекции.

Рис. 13.56. Массив, построенный по пути сплайновой формы

После установки всех параметров массива нужно нажать кнопку Apply (Применить) для создания массива (рис. 13.56) или Cancel (Отмена) – для отмены.

В массивах, создаваемых инструментом Spacing Tool (Инстру-

мент интервалов), объект-оригинал не является частью массива.

В качестве сплайновых форм, используемых для создания пи массива, можно использовать не только линии. Рекомендуется экспериментировать с применением различных форм для задания пути массивов (рис. 13.57).

Рис. 13.57. Массив сфер, построенный по пути сплайна Text (Текст)

Еще одним способом клонирования объектов является их зеркальное отражение. Для этого применяется инсумент   Mirror (Зеркало), который можно найти на главной панели инсументов. Чтобы создать зеркальную копию объекта, нужно выполнить слующие действия:

1.     Выбрать объект-оригинал.

2.     Выбрать  инструмент  Mirror  (Зер-

кало).

3.     В открывшемся диалоговом окне в группе параметров Mirror Axis (Оси отражения) (рис. 13.58) задать ось отражения объекта и смещение от-

носительно оригинала в поле Offset (Смещение).

Рис. 13.58. Диалоговое окно

Mirror (Зеркало)

4.     Указать тип клона или выбрать вариант No Clone (Не клонирать), если нужно поменять положение объекта-оригинала.

5.     Нажать кнопку OK.

Один объект можно отражать последовательно по нескольким осям, создавая массив отраженных объектов (рис. 13.59).

Рис. 13.59. Отражение чайника по разным осям

Источник: Харьковский, Александр Викторович, 3ds Max 2013. Лучший самоучитель / А.В. Харьковский. — изд. 4-е, доп. и перераб. — Москва: Астрель, 2013. — 480 с. — (Учебный курс).

По теме:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий