ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ФОТОГРАФИИ

Прежде   чем  снять   один  кадр,  профессиональный фотограф   принимает немало  решений  о   выборе фотоаппарата,  освещения, студии  и стиля. Эти решения влияют на внешний вид и  качество  изображения, а также на впечатление, которое оно производит на зрителя. Немалую роль они играют и при создании  композитного изображения.  Планирование и выбор оборудования позволяют  получать гораздо  лучшие результаты.

Объективы

Объективы   характеризуются  фокусным   расстоянием, обычно измеряемым  в миллиметрах, а также  светосилой, которая определяет, насколько широка может  быть  диафрагма  при  съемке в  условиях малого освещения. Чем больше  фокусное расстояние, тем меньше угол зрения, тем больше коэффициент увеличения  и  тем  крупнее  фон  относительно переднего   плана.  В  результате   изображение  получается  "сжатым".

На  рис.   11.18   представлено   изображение  здания Центра международной торговли, полученное с использованием объективов с разным фокусным  расстоянием:  18 мм, 35 мм, 70 мм и 300 мм. При сохранении  одинакового размера здания можно  видеть, насколько  далеко  оказался  город  при   фокусном  расстоянии  18 мм, а также  насколько он крупнее и ближе при  фокусном расстоянии  300  мм.  По  мере увеличения фокусного  расстояния  мне  приходилось  отдаляться от здания для  сохранения  относительных  размеров.

Поскольку  объектив  влияет на угол  зрения, а также относительный размер объектов в изображении, выбор фокусного расстояния перед  съемкой играет особенно   важную роль.  Если  фон  должен  находиться на заднем плане, используйте широкоугольный объектив. Если фон  должен  быть ближе, можно  или  кадрировать  снимок,  полученный  с помощью  широкоугольного объектива, или  же  использовать при  съемке объектив  с  большим  фокусным расстоянием  (телеобъектив).

Рис. 11.18.

Фокусное расстояние объектива определяет угол  зрения и коэффициент увеличения

   Примечани е

Я не являюсь большой поклонницей кадрирования изображения с целью имитации съемки с большим фокусным расстоянием, так как это приводит к потере информации, а также ухудшению качества при увеличении масштаба.

Подумайте об использовании такого приема кинематографистов, как  принудительная  перспектива, позволяющего  придавать  объектам  больший   или меньший  вид,  чем  есть  на  самом  деле.  Для  этого  нужно   разместить   объекты  ближе  или  дальше   от фотоаппарата; к подобному приему часто  прибегают при съемке фантастических  фильмов, когда  выглядящий  на экране огромным динозавр на самом  деле оказывается моделью  из папье-маше, расположенной  близко   к   объективу.  Даже   при   съемке фильма  Властелин  колец  Яна  Мак-Келлана часто располагали  ближе к камере, чтобы  его  персонаж, Гендальф, казался выше, чем сам актер.

Выбор    подходящего   фокусного   расстояния  — очень  важный вопрос. Если ваш фотоаппарат оснащен  объективом с переменным фокусным расстоянием, всегда компонуйте кадр, изменяя  точку  наблюдения, после  чего  изменяйте  фокусное расстояние для  коррекции  угла зрения.  Другими  словами,   наличие  объектива  с  переменным  фокусным расстоянием не означает, что больше не нужно  приближаться к объекту съемки или отдаляться от него.

Экспозиция

Экспозиция   определяется  комбинацией   размера диафрагмы   (относительное  отверстие),   временем выдержки,  а также  чувствительностью пленки или сенсора,    которая    задается   в     единицах    ISO

{International   Organization  for   Standardization   — Международная организация  по  стандартизации). Чем  меньше время выдержки,  тем  больше должно быть  значение   диафрагмы   для  обеспечения корректной композиции кадра. Чем  больше время выдержки,  тем  меньшим  может  быть  значение  диафрагмы.  Третьим  компонентом,  который  следует принимать во внимание при вычислении экспозиции,  как уже  отмечалось  выше, является  чувствительность пленки  или  сенсора  по  ISO.  Чем  ниже это значение, тем больше света требуется для получения  хорошей  экспозиции.  Поэтому при  съемке в  условиях недостаточного освещения  следует  использовать  пленку с  большей чувствительностью, скажем 400 или 800 единиц по  ISO, или же увеличивать  значение  соответствующего  параметра фотоаппарата.  Недостаток  данного  подхода   состоит в  том, что  при  этом  заметна зернистость   пленки или шум фотоаппарата, что негативно сказывается на  качестве  фотографий. До  тех  пор, пока   вы  не

планируете   получить  творческие  эффекты  с  использованием  зернистости  или  шума,  старайтесь задать  как можно меньшее  значение  чувствительности по ISO. Добавлять зернистость  намного проще в  Photoshop (подробности в главе  12), чем удалять ее в дальнейшем. Корректная экспозиция всегда   обеспечивает   наилучшее   качество   изображения.  Конечно, можно  получить темное  изображение и осветлить его с помощью Photoshop,  однако это  наверняка приведет к ухудшению его качества.  Получите наилучшее  изображение с помощью фотоаппарата и  не  полагайтесь на  Photoshop как на средство  коррекции.   Большинство   моделей  пленочных  и   цифровых   зеркальных   фотоаппаратов поддерживают  программный или  автоматический режим  съемки,   который  вычисляет  комбинацию параметров,  позволяющих  обеспечить  наилучшее качество   изображения.   Познакомьтесь  со   своим фотоаппаратом  и   научитесь   использовать   программный режим  для  быстрого получения  качественных  изображений, когда  фотоаппарат "думает" за вас. Это позволит сконцентрироваться на объекте съемки и не заниматься вычислением необходимой экспозиции. Используйте ручной режим съемки, если вы обладаете необходимым  опытом, а также располагаете временем  и экспонометром, чтобы  создавать   восхитительные  фотографические   эффекты, о чем подробно будет говориться в следующих двух разделах.

Время  выдержки

Малое  время выдержки позволяет заморозить  движение, а большое время — размыть его (рис, 11.19). Большое время  выдержки  также  позволяет  создавать интересные  эффекты в  том  случае, если  объект  перемещается  (рис.   11.20).   Оба  изображения получены  с   использованием  времени   выдержки 4  секунды, однако в  первом случае чертово колесо было  неподвижно, а во втором — вращалось.

Существует    немало    дополнительных   модулей  и приемов, позволяющих добавить к изображению размытие  в  движении,  однако оптическое   размытие всегда выглядит намного лучше, чем размытие, полученное искусственным путем  с помощью программ.  Если  вы  решили добавить размытие  в движении  к композитному изображению,  попробуйте сделать  несколько снимков одного  размытого объекта (рис.  11.21).  Если вы используете режим приоритета выдержки, фотоаппарат автоматически задаст  значение  диафрагмы.  При  необходимости  заморозить или размыть движение режим приоритета выдержки наиболее предпочтителен.

Рис.  11.19.

Четкое изображение воды было получено при использовании очень малого времени выдержки, равного 1/320 секунды. Размытое изображение было получено при использовании времени выдержки

3 секунды

Рис.  11.20.

Использование штатива при большом времени выдержки позволяет запечатлеть  в одном изображении как четкие, так

и размытые  детали

Рис.  11.21.

Просмотр изображений на ЖК-экране фотоаппарата позволяет  сразу оценить полученные результаты,  а также экспериментировать с глубиной резкости  и размытием

Глубина резкости

Глубина резкости определяет, насколько  изображение находится в фокусе. Чем  меньше значение диафрагмы,  тем  больше   глубина  резкости;   увеличение диафрагмы  приводит к уменьшению  глубины резкости.  Малому  значению  диафрагмы  соответствуют большие диафрагменные числа,  такие  как 11, 16 и 22, в то время как большому — малые диафрагменные числа, такие как 4, 2,8 и 2. Как показано на рис.  11.22,  три  куклы были  получены с  использо­

ванием различной  глубины резкости, что позволило разместить  в  фокусе одну из них.

В режиме приоритета диафрагмы  вы  задаете  значение диафрагмы, а фотоаппарат задает время выдержки.  Используйте этот  режим для  контроля над тем, что должно  быть в фокусе, а что нет. Портреты очень часто  снимаются  с  использованием  малой  глубины резкости, что позволяет размыть задний план.

Рис.  11.22.

Изменение глубины резкости позволяет определить, какие именно плоскости изображения должны быть резкими

Да будет свет

Греческое слово phos переводится как свет; именно оно  лежит в  основе слова фотография.  Получение  неплохих снимков просто  невозможно без хорошего  освещения.   Характеристики   света  зависят  от времени дня  и года, как показано па рис. 11.23.

Как видите, фотографии, полученные на протяжении  шести  недель,  значительно отличаются, поскольку  сделаны в  разное время  дня  при  различных  погодных условиях.

Рис.   1123.

Игра света постоянно изменяется на протяжении дня, недель и сезонов

Источник: Айсманн Кэтрин, Маски и композиция в Photoshop.: Пер.  с англ.  — М.  : ООО «И. Д. Вильямc», 2007. — 560 с. : ил. — Парал. тит. англ.

По теме:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий