основы КОМБИНИРОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

При следующем посещении галереи или просмотре иллюстраций  в  книге  дайте  вашим глазам   отдохнуть, а  затем понаблюдайте за  собственным взглядом.  Сместите  взгляд  в  сторону  Возвращается ли

Все без исключения художественные  приемы, описанные  в   книгах,  рассматриваемые   на  многочисленных   лекциях   и   всевозможных   специализированных занятиях, не  обходятся без  формулировки законов, правил,  советов  и  рекомендаций по  правильному совмещению  в  одном  изображении  нескольких  объектов.   Совмещение  цифровых  изображений  основано   на  тех  же  базовых  принципах, что и рисование  красками с помощью обычной кисти,   макетирование   документов   в   типографии, монтаж  фотографий и  фильмов,  а также  скульптура  и   трехмерное  моделирование.  Лучший  способ  изучения основных  принципов  компоновки  цифровых  изображений  — это  выполнение  специальных   заданий   возрастающей  сложности.   Неплохо также  как можно  чаще  изучать повсеместно  встречающиеся   изображения,   созданные   другими   художниками.

Рисование изображений — это особый вид искусства,  главная  задача  которого — создать  в  воображении  смотрящего  визуальные стереотипы, которые ему  особенно  близки  и  которые  он  в   состоянии оценить  по  достоинству. Многие  концепции  этого искусства  основываются   на  нашем  восприятии  и анализе зрительной  информации.

•    Сначала мы обращаем внимание на темные оттенки, а затем — на светлые. Освещение — это  один из важнейших аспектов, влияющих на вид изображения.  Темные области изображения привлекают больше  внимания

у зрителей, чем  светлые.  Поэтому избегайте расположения светлых объектов  у края изображения, поскольку  они "отводят" взгляд смотрящего в  сторону.

•    Наш взгляд движется от размытых областей к четким. Вы можете избирательно повышать или  понижать  четкость отдельных областей  изображения, чтобы  привлечь к ним внимание аудитории или,  наоборот, сделать  отдельные части композиции неприглядными.

•    Наш взгляд задерживается на мелких деталях и не обращает внимания на крупные объекты. Чтобы   привлечь внимание зрителей, повысьте  детализацию текстуры или  просто добавьте в  изображение побольше мелких объектов.

•    Наш  взгляд  привлекают разноцветные области.  Уменьшив  цветовую насыщенность отдельных областей  композиции,  вы  сделаете ее менее  заметной для  большинства зрителей.

он обратно к основному  объекту композиции? Или

взгляд все-таки  невольно  "уходит"  в  сторону  и  его привлекают  другие  элементы?  Научившись  следить за собственным взглядом, вы узнаете очень много ценного о созданной композиции и сможете исправить ее до того, как представите на суд общественности.

   Примечани е

Если в глубине души вы человек искусства, то просто искренне презираете всевозможные правила и законы. Изложенные основы правильной компоновки составных изображений не являются абсолютными постулатами.

Это, скорее, рекомендации для начинающих художников, предназначенные для обеспечения правильного курса действий. Принципы, которым следуют профессиональные дизайнеры и художники, намного сложнее, а потому на

их изучение у вас уйдет очень много времени. На данном этапе они могут просто запутать вас, хотя большинство из них основывается на весьма простых логических умозаключениях.

Создание зрительной связи

Очень  часто я подолгу  только и занимаюсь  тем, что пялюсь на экран и пытаюсь перекомпоновать слои и   объекты  в   правильном  порядке.  А  иногда  мне удается   в   считанные  минуты  получить  необходимый  результат, не  прибегая  к  сложным манипуляциям с элементами композиции. "Виной" тому интуиция,   которая   вырабатывается   только  спустя долгие годы  практических  занятий  и  в  результате длительных   тренировок   зрительного    аппарата. Только четкое  понимание описанных ниже параметров позволит вам создавать привлекательные изображения  в кратчайшие  сроки.

Расположение

Расположение  элементов  относительно друг друга и всей  композиции,  а также  их взаимосвязь между собой  играет первостепенную роль  в  том,  насколько эффектно будет выглядеть вся сцена.  Например, разместив  отдельные элементы у  центра  композиции,   вы   заставите  зрителя   многократно   возвращаться   к их  рассмотрению,  а  потому  сделаете  основными в  создаваемом  изображении.

Вы  можете  создать  визуальное  напряжение между объектами,  разместив  их  близко  друг к другу.  Тем самым  вы создадите невидимую интригу между несколькими  сущностями,  представленными  отдельными  объектами.   Кроме   того,  вы  можете  сделать частью  композиции  рамку,  в   которую  заключено изображение. В  постере Mourning Becomes Electra (рис.    13.13),    автором   которого  является   Диана

Фенстер (Diane Fenster),  визуальная взаимосвязь создается между руками, которые видны из-за рамки изображения и протянуты к бутылке  с ядом.  Полученный зрительный   эффект   настолько   естественно  воспринимается аудиторией,  что реальность данной сцены  не вызывает сомнений  даже у самых заядлых  скептиков.

Размер

Размером  элементов  изображения  просто   нельзя  пренебречь — крупные элементы всегда более  важны в композиции, чем мелкие. Размер  задает пространственную    связь,  которая   у   мелких   объектов практически  отсутствует.  Наложение  объектов, их повторение,  а также   использование  объектов  раз

Рис. 13.13.

Правильное использование слоев и рамок позволяет "приковывать" взгляд зрителей к основной сцене композиции

ных   размеров   предоставляет   широкое   поле   для творческих  экспериментов  при  составлении  композитных  изображений.

Один  из  методов   изменения  объектов,  приводящий к очень  интересным  результатам, заключается в пренебрежении эффектом влияния размеров элементов на визуальную связь между ними. В качестве  примера  давайте проанализируем  такие извест­

ные произведения,  как Алиса в стране чудес  или Путешествие  Гулливера.   Алиса  может   легко   "раздуться"  до размеров  дома, а  Гулливер одной  рукой  побеждает  сотни  лилипутов. Конечно, эти  примеры отстранены от реальности, но ведь никто не отрицает гипотетическую  возможность  подобных событий.  Именно поэтому данные картины смотрятся весьма гармонично  и не вызывают чувства недостоверности.

Рис.  13.14.

Небольшие фигурки людей делают флаг просто огромных размеров

Фигура и форма

Форма  элемента  в   композитных  изображениях полностью  задается  в   двухмерном   пространстве. Элементы могут иметь как строгие геометрические формы, так и  плавные  контуры,  характерные для естественных  объектов.    Чем   более   необычную форму  имеет объект, тем больше внимания он привлекает у зрителей.  Чтобы  сделать  элемент наиболее заметным во всей композиции, его необходимо  выделить на общем  фоне. Используйте слои и векторные  маски   для   улучшения   формы  объектов и упрощения общей композиции.

Форма   представляет   собой    пространственную сущность объекта. Хотя Photoshop — это графический редактор плоских изображений, с ее помощью можно добавлять  к элементам  композиции  глубину (объем), воспользовавшись эффектами тени, освещения и перспективы.

Парис.   13.15  показано изображение  Лин  Бишоп, которое построено на игре фигур,  текстуры и  цветов. Гиотаку (Gyotaku) — это древнее японское искусство, основанное  на  получении  отпечатков  тушек различных  рыб.   Gyo означает рыба, a taku  — отпечаток. Изобрели гиотаку в Японии, и первоначально   оно   предназначалось  для   учета  дневного улова.  Произведение  Лин — Говорящая рыба (Talking Fish)  — основано  на технике гиотаку. В самом  начале  Лин попробовала  прибегнуть  к традиционной  для  японцев  технике  рисования — обмакиванию тушки рыбы  в чернила и созданию на рисовой

бумаге   группы    отпечатков,  которые   формируют ядро  композитного изображения.  Полученный результат  ей  не  понравился, поэтому  было  принято решение  отказаться от использования чернил. Лин отсканировала тушки  рыбы  и  создала  композицию на основе полученных объектов.  Как оказалось позже, сканированные изображения рыбы придали конечному изображению невиданную доселе  текстуру.

Текстура  и детали

Качество поверхности изображения или отдельной его части представляется текстурой, которая обогащает  композицию  приятными  деталями.  Пример "текстурирования"     изображения     показан    на рис.   13.16,   на  котором  вы  видите афишу  оперы  Парсифаль,  созданную   Дианой   Фенстер  (Diane Fenster).

Главные  объекты  сцены  выглядят  слишком   гладкими, холодными и неестественными. В результате даже  неподготовленный зритель  может  легко  сказать, что они созданы с помощью компьютера. Добавление  текстуры  позволяет   скрыть  искусственность  элементов  композиции.  С  ее помощью, например,  легко   скрыть мазки  кистью,  рисованные линии   и  даже  зернистость  фотопленки, которая, как ничто  другое, "выдает" неестественное происхождение изображения.  Чтобы  привлечь внимание зрителя   к  определенной   области   изображения, проще   всего   добавить  в   нее   немного  текстуры и   мелких  деталей,  о   чем   рассказывается  далее в этой  главе.

Рис. 13.15.

Повторяющиеся и контрастирующие фигуры делают изображение более эффектным

Рис.   13.16.

Богатство цвета и текстуры

Фокус

Делая  менее  важные  области  изображения  размытее, а основные  объекты сцены — максимально четкими,   вы   акцентируете  внимание  аудитории   на главном, как показано на рис.  13.17.  Размыв  фон, Мегги  Тейлор  (Maggie   Taylor)   отодвинула  его  на второй план, что позволило привлечь первостепен­

ное  внимание зрителей  к изображению  женщины  на  переднем плане.  Зрительные   органы человека устроены таким образом, что воспринимают визуальную  информацию  в  сравнении. Удачно  объединяя  в композиции размытые области с предельно четкими, вы сможете добиться должного внимания со стороны  зрителей к определенным частям  изображения.

Рис. 13.17.

Размытый  фон сильно контрастирует с текстурой одежды женщины на переднем плане

Отрицательное пространство

Все  пространство  изображения  заполняется  элементами композиции, имеющими свое положение, размер  и форму.  Всегда необходимо  следить за тем, чтобы  далеко  не все пространство композиции было  заполнено объектами.   Свободное  пространство изображения  еще  называется  отрицательным пространством, поскольку  в  нем  нет  элементов, которые  привлекают  внимание  зрителей.  Но  оно  жизненно необходимо  в  любой   композиции,  так как позволяет  аудитории  на  некоторое время  отвлечься от основной  темы картины  и немного отдохнуть. Именно по этой  причине отрицательное пространство или фон  изображения должны представляться в  композиции достаточно большими областями.

В   художественном   оформлении   отрицательное пространство обычно  представляется пустой  белой

областью. Белый цвет использовать совершенно не обязательно — это  самый простой случай  заполнения  неиспользуемых областей   — его  можно  смело заменить    размытой  фотографией,  другим сплошным  цветом или  текстурой. Парис.  13.18 показано еще   одно   великолепное   изображение,   созданное Мегги  Тейлор, на  примере  которого легко  знакомиться  с  понятием  отрицательного  пространства. Вся   видимая область   изображения,   заполненная небом, в  правой части композиции  содержит всего один элемент — небольшое  изображение бабочки, на которое "смотрит" основной  персонаж картины. Обратите внимание,  как  ваш взгляд подсознательно  перемещается от  одного  элемента  композиции к другому.  Это только один, хотя  и самый простой, пример  использования  отрицательного пространства в  композитных изображениях.

Рис.  13.18.

Свободное пространство не менее важно, чем основной объект изображения

Оттенки и цвета

Тон изображения — это оттенок серого  в диапазоне от черного до белого.  Наши  глаза  умеют  различать контрастные области  изображения.  Слишком  высокий контраст приводит к потере  теней  и подсветок, а потому  и  мелких деталей  изображения,  что негативно сказывается на всей композиции. Чтобы  быстро   ознакомиться  с   тональным  диапазоном  изображения,   добавьте   в   него   корректирующий  слой   Channel  Mixer  (Микширование  каналов)   со значениями  30, 60,  10 и  установленным флажком Monochrome   (Монохромный),  как   показано  на рис.  13.19.  Расположите  этот  слой  в  верхней части стека  слоев в палитре Layers (Слои). Для знакомства  с   тонами   композиции   достаточно  отображать и скрывать  новый слой.

Цвет — это  один из важнейших атрибутов  любого  изображения,  оказывающий  очень  сильное  психологическое  и  эмоциональное влияние на сознание

Рис.  13.19.

Ознакомьтесь с тональными  уровнями изображения, воспользовавшись корректирующим слоем Channel Mixer

человека.   Цвета  могут  привлечь  внимание  зрителей  и,  наоборот,  —  оттолкнуть  аудиторию. Чрезмерное  количество цветов  или хаотическое  их расположение   делает   изображение   неприемлемым. Наряду с этим,  зрительная  система человека  чрезвычайно  чувствительна к недостатку цветов  в  композиции. Как правило, цвет представляется в цифровой графике тремя  составляющими.

•       Тон. Цвет сам по себе — красный, зеленый, салатовый  и т.д.

•       Насыщенность.  Определяет количество  цвета.

•       Яркость. Указывает  на то, светлый  или яркий цвет.

Цвета   могут   контрастировать   или   гармонизировать;  лучший  способ  научиться  работать   с  цветами  — это  немного порисовать. По  крайней мере  я впервые познакомилась  с  тем,  как  цвета  взаимодействуют друг с другом,  когда  впервые совместила в композиции основной  объект  с фоном. Французский  импрессионист  Клод  Моне  изучал  взаимодействие цветов  в процессе создания  серии картин,  на  которых  изображались стога  сена  (1890  г.) и Руанский  собор  (1894 г.). На них можно четко  отследить влияние цветов,  изменяющихся  в  зависимости  от  сезона,  погодных условий и  времени  суток, на главные объекты картины.

У  меня   всегда  возникают  трудности  при   выборе цветов  в  Photoshop с  помощью окна  палитры цветов,  поскольку  количество  возможных  вариантов просто   неограниченно.  Очень  сложно   остановить свой выбор на каком-то одном  цвете. Поэтому вместо   палитры   цветов   вы   можете   воспользоваться  в   качестве   источника   набором   фотографий  или графических    элементов,    содержащих    интере

Рис.  13.20.

Фильтр Mosaic применяется для представления

изображения  набором одноцветных квадратиков

сующие вас цветовые схемы.   Выполните  по  отношению     к   ним    команду    FiltersPixelate Mosaic (Фильтре  Оформление  Мозаика)  и  используйте достаточно большие значения параметров для  преобразования  рисунка в  набор  одноцветных  квадратиков,  которые  можно  легко  применять  в  качестве палитры  (рис.   13.20).

Линии и сетка

Линии соединяют две точки и чаще всего применяются  в  графических изображениях  и  печатных изданиях  для   указания   направления   перемещения взгляда. Линии имеют разную  длину, толщину, тип,

направление и  кривизну. Они  бывают  пяти  видов: вертикальные,    горизонтальные,   диагональные, криволинейные и зигзагообразные.  Разделив изображение на несколько элементов с помощью сетки, вы   создадите  эффект  "изображения  в   изображении",  показанный на рис.  13.21.  На  нем  Джулианна  Кост  (Julieanne Kost)  попыталась в  одной  композиции  объединить события,  отснятые  в  разное  время.  Больше всего мне  понравились толстые  линии сетки, которые создают  иллюзию частого  складывания  листа  с   изображением   и   хранения   его в этом виде.

Рис.   13.21.

Правильно нарисованная сетка гармонически сочетается с самим изображением

Рис.   13.22.

Одновременная работа над несколькими  проектами  значительно расширяет  творческий  потенциал

Создание сюжет а картин ы

Создание   одного   изображения   в   Photoshop  не представляет  собой   особого  труда,  создание  двух или.трех  изображений   занимает   много   времени и сил, а вот создать  сюжет  картины  по силам только настоящему художнику.

Сюжет  картины  — это  подборка  изображений, ко торые   формируют  последовательность  тематически  упорядоченных графических элементов, имеющих общие идею,  стиль и оформление. Другие визуальные  характеристики,  например   форма,  размер, цветовая палитра, формат файла  и техника рисования, также  играют немаловажную роль  в сюжете.  Профессиональные  художники  могут  разработать сюжет  будущей  картины  в считанные  часы  или же потратить на него всю свою жизнь — все зависит от творческого вдохновения и желания работать.

На рис. 1322 показаны две серии свободно  распространяемых открыток,  созданные  Робертом  Боуэном (Robert Bowen)  — широкоизвестным "цифровым" художником, имеющим длиннющий послужной список. (Его коммерческие работы  были детально рассмотрены в главе 12). Показанные на рисунке открытки создавались как основа будущих, более  сложных проектов. При их разработке Боб преследовал  скорее профессиональные интересы, чем коммерческие.

Источник: Айсманн Кэтрин, Маски и композиция в Photoshop.: Пер.  с англ.  — М.  : ООО «И. Д. Вильямc», 2007. — 560 с. : ил. — Парал. тит. англ.

По теме:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий