Составные объекты опорных сечений 3ds Max

Составные объекты опорных сечений Loft (Опорные сечения), или лофтинговые объекты (от термина лофтинг из кораблестроия), являются наиболее сложными и востребованными из всех составных объектов. Данные объекты создаются на основе сплаовых форм, которые определяют путь построения объекта и его опорные сечения.

Суть построения заключается в выдавливании объекта вдоль пути Path (Путь) в форме заданных опорных сечений Shape (Форма). Форм может быть несколько, и они могут меняться вдоль пути построения объекта.

В качестве пути может применяться только один непрерываый сплайн (не обязательно замкнутый). Формы из нескольких сплайнов для создания пути недоступны.

В качестве опорных сечений используются сплайны любой сложности. Сечения также могут состоять из вложенных сплаов (кольцо и т.п.), что позволит создать многослойную форму объекта (количество сплайнов в формах одного объекта должно быть постоянным).

Построение лофтинговых объектов рекомендуется начинать с выбора пути и выстраивания вдоль него опорных сечений.

Примечание. Если построение лофтинговых объектов начинается с выбора формы, то путь будет выстроен вдоль перпендикуляра к плоскости выбранной формы, что делает затруднительным примение нескольких форм опорных сечений для одного объекта. Чтобы изменить направление перпендикуляра пути, при его задании нужно удерживать клавишу Ctrl.

Чтобы построить простой лофтинговый объект, следует волнить действия в указанном ниже порядке:

1.     Выбрать сплайновую форму, которая будет использоваться в качестве пути построения объекта (рис. 16.12).

Рис. 16.12. Кривая линия, выделенная в качестве пути

2.     Нажать кнопку Loft (Опорные сечения) – раскроются свитки параметров лофтингового объекта.

3.     В свитке параметров Creation Method (Способ создания) нать кнопку Get Shape (Взять форму).

4.     Щелкнуть по сплайну, который будет использован в качестве опорного сечения, и выбрать метод клонирования (для незисимой анимации следует выбирать вариант Instance (Экзеляр)). Если сплайн удовлетворяет параметрам опорного сения, указатель мыши примет соответствующую форму.

5.     Задать при необходимости другую форму и дополнительные параметры построения лофтингового объекта (рис. 16.13).

Если использовать в качестве опорного сечения и пути фоы кривых линий, то лофтинговый объект примет форму ленты (рис. 16.14).

Рис. 16.13. Звезда, выбранная в качестве опорного сечения

Рис. 16.14. Лофтинговый объект в форме ленты

Примечание. Для построения посредством начального выбора фоы нужно выполнить описанную выше последовательность, заменив в п. 3 кнопку на Get Path (Взять путь).

Для того чтобы добавить и изменить опорные сечения объеа, следует выполнить такие действия:

1.     Выбрать лофтинговый объект и раскрыть панель Modify (Из-

менить).

2.     В свитке Skin Parameters (Параметры оболочки) в группе паметров Display (Отображение) снять флажки Skin (Оболоа) и Skin in Shaded (Затененная оболочка).

3.     В свитке Path Parameters (Параметры пути) изменить значие в поле Path (Путь). Положение данного параметра будет отображено крестиком на форме пути (рис. 16.15).

4.     Выбрав на пути место для добавления нового опорного сечия, нажать кнопку Get Shape (Взять форму) и выбрать втую форму опорного сечения.

5.     Аналогичным способом добавить все формы вдоль пути лоингового объекта.

Рис. 16.15. Распределение опорных сечений вдоль пути

6.     Воспользоваться при необходимости кнопками  Pick Shape (Указать форму),   Previous Shape (Предыдущая форма) и  Next Shape (Следующая форма) для выбора и замены форм опорных сечений вдоль пути.

7.     Восстановить отображение оболочки объекта (рис. 16.16).

Сложность всех лофтинговых объектов определяется количтвом сегментов между соседними вершинами форм Shape Steps (Шаги формы) и количеством промежуточных сегментов между опорными сечениями Path Steps (Шаги пути). По умолчанию количество шагов пути и формы равно 5.

Наглядно  увидеть  сложность  лофтингового  объекта  можно в каркасном режиме отображения объекта (рис. 16.17).

В режиме перемещения Path Steps (Шаги пути) доступна функция Optimize Path (Оптимизация пути), которая убирает лишние шаги, упрощая форму объекта.

Рис. 16.16. Лофтинговый объект, построенный на основе нескольких опорных сечений

Рис. 16.17. Каркасный режим отображения оптимизированного по форме лофтингового объекта

Примечание. Для оптимизации формы оболочки при других спосах перемещения по пути действует параметр Adaptive Path Steps (Адаптивные шаги пути).

Важным способом оптимизации формы лофтинговых объеов является выравнивание сечений вдоль пути. Поскольку автатическое выравнивание обычно ведется по первым вершинам сечений, изменение положения этих вершин, равно как и всей формы в целом, приведет к изменению формы всего объекта.

Для выравнивания положения форм опорных сечений нужно в панели Modify (Изменить) выбрать уровень подобъектов Shape

(Форма)  и  в  появившемся  свитке  Shape  Commands  (Команды форм) нажать кнопку Compare (Сравнить).

В открывшемся одноименном диалоговом окне следует нать кнопку   Pick Shape (Выбрать форму) и щелкнуть мью по нужным формам. Все выбранные формы будут отобрены в диалоговом окне (рис. 16.18), а в свитке Shape Commands (Команды форм) станут доступными команды для их редактирания.

Путь объекта представлен в окне Compare (Сравнить) в виде крестика. Первые вершины форм сечений отображены в форме прямоугольников.

Примечание. Нумерацию вершин можно изменить посредством рактирования сплайновой формы.

Далее посредством стандартных команд можно изменить пожение всех форм опорных сечений (на рис. 16.18 была смещена форма звезды), что приведет к изменению формы объекта.

Рис. 16.18. Диалоговое окно Compare (Сравнить)

Лофтинговые объекты поддаются редактированию. Помимо замены и удаления форм опорных сечений, для данных объектов доступны все базовые трансформации как для целого объекта, так и для отдельных форм.

Свиток параметров Deformations (Деформации) содержит нколько собственных модификаторов для редактирования формы объекта: Scale (Масштабирование), Twist (Вращение), Teeter (Сгиб), Bevel (Наклон) и Fit (Подгонка формы) (рис. 16.19).

Рис. 16.19. Свиток параметров Deformations (Деформации)

Нажатие кнопок деформации приведет к открытию однменных окон, имеющих одинаковый вид и элементы управления (рис. 16.20).

Рис. 16.20. Диалоговое окно параметров деформации

Для управления деформациями лофтинговых объектов в диоговом окне предназначены контрольные точки (Control Points). По умолчанию окно содержит начальную и конечную контрольные точки и соединяющую их горизонтальную линию. Для изменения положения точек нужно активировать один из инструментов прикрепленной панели  Move Control Point (Пеместить контрольную точку). Для активации режима масшта-

бирования контрольных точек служит команда Scale Control Point (Масштабировать контрольную точку). Прикрепленная панель    Insert Control Point (Вставить контрольную точку) позволяет добавлять в график новые контрольные точки типа Corner  (Излом)  или  Bezier  (Безье).  Для  удаления  добавленных контрольных  точек  предназначена  команда          Delete  Control

Point (Удалить контрольную точку). Команда Reset Curve (Сброс кривой) отменяет все преобразования графика.

По умолчанию все преобразования симметричны относитело осей X и Y. Чтобы преобразовать объект независимо по каой оси, нужно снять симметрию  Make Symmetrical (Сделать симметрично) и произвести преобразования.

Помимо деформаций, для лофтинговых объектов доступна анимация на уровне объектов и подобъектов.

Источник: Харьковский, Александр Викторович, 3ds Max 2013. Лучший самоучитель / А.В. Харьковский. — изд. 4-е, доп. и перераб. — Москва: Астрель, 2013. — 480 с. — (Учебный курс).

По теме:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий