Трансформации объектов 3ds Max

Сцены очень редко состоят из базовых объектов и форм. Все объекты в сценах обычно являются результатом трансформаций, модификаций, объединений и других операций с базовыми обктами. Сложные объекты  создаются по частям. Этот  процесс можно сравнить со строительством высотного дома, который стоит из мелких связанных деталей – кирпичей, свай и т.д.

Трансформации предназначены для преобразования объектов с помощью математических функций. Посредством трансформий можно изменить размер, положение объекта в пространстве, сделать его сплющенным или растянутым.

Базовыми видами трансформаций являются:

■  Translation  (Перемещение)  –  перемещение  объектов  вдоль прямых линий;

■  Rotation (Поворот) – вращение вокруг центра;

■  Scaling (Масштабирование) – изменение размеров объектов;

■  Reflection (Отражение) – зеркальное отражение объектов. Трансформации объектов обычно применяются в анимации.

Средства трансформации

Практически все средства трансформации объектов можно найти на соответствующих панелях либо вызвать определенными клавишами или комбинациями клавиш (табл. 13.1).

Таблица 13.1

Средства трансформации объектов

Кнопка       Название                           Описание Главная панель инструментов

Select and Move

(Выбрать и переместить)

           Select and Rotate (Выбрать и повернуть)

           Select and Uniform Scale (Выбрать и равномерно масштабировать)

           Select and Non-Uniform Scale (Выбрать и неравномерно масштабировать)

           Select and Squash (Выбрать и сплющить)

    Reference Coordinate System (Выбор систы координат)

           Use Pivot Point Center (Использовать опорные точки)

           Use Selection Center (Использовать центр выделения)

Предназначена для активации базовой трансформации – перемещения. Активируется также нажатием клавиши W

Служит для активации базовой трансформации – вращения.

Активировать кнопку можно нажатием клавиши E

Используется для активации режима равномерного масштирования объектов с учетом их центра трансформации.

Для активации любого средства масштабирования можно нажать клавишу R

Активирует режим неравномеого масштабирования объектов

Предназначена для активации специального режима неравнерного масштабирования обктов – режима сплющивания

Определяет систему координат, используемую при трансформациях

Назначает центром трансформии опорные точки объектов

Размещает центр трансформации в центре выделенного объекта

Кнопка

Название

Описание

Use Transform Coordinate Center (Использовать центр координат трансформации)

Устанавливает в качестве центра трансформации центр назначеой системы координат

Snaps Toggle (Тумблер привязки)

Активирует режимы привязки объектов, устанавливая цели. Для включения режима можно нажать клавишу S

Angle Snap Toggle (Тумблер угловой привязки)

Устанавливает режим привязки при вращении объектов. Режим может включаться нажатием клавиши A

Percent Snap Toggle (Тумблер процентной привязки)

Включает режим привязки при масштабировании объектов.

Комбинация клавиш Ctrl+Shift+P позволяет включить данный режим

Spinner Snap Toggle (Тумблер привязки счетчика)

Активирует режим привязки для счетчиков

Mirror (Зеркало)

Предназначена для создания зеркального отражения объектов

Align (Выравнивание)

Служит для активации режима выравнивания объектов. Может быть активирована комбинацией клавиш Alt+A

Quick Align (Быстрое выравнивание)

Выравнивает объекты без орытия дополнительных диаловых окон. Активируется коинацией клавиш Shift+A

Normal Align (Выравнивание нормали)

Активирует режим выравнивия по нормалям объектов. Для активации режима можно воользоваться комбинацией клиш Alt+N

Кнопка       Название                           Описание

Place Highlight (Поместить блик)

           Align Camera (Выравнивание камеры)

           Align to View (Выравнивание по виду

Устанавливает режим выравнания источников света по ноалям объектов

Активирует режим выравнивия камеры по нормалям объеов

Включает режим выравнивания объекта по координатам актиого окна проекции

Панель Axis Constraints (Ограничители осей)

Restrict to X (Ограничение по X)

           Restrict to Y (Ограничение по Y)

           Restrict to Z (Ограничение по Z)

Restrict to XY (YZ, XZ) Plane (Ограничение по плоскости)

Накладывает ограничение для трансформации по всем осям, кроме X, связанное с выбранной системой координат. Может быть активирована нажатием клавиши F5

Накладывает ограничение для трансформации по всем осям, кроме Y, связанное с выбранной системой координат. Может быть активирована нажатием клавиши F6

Накладывает ограничение для трансформации по всем осям, кроме Z, связанное с выбранной системой координат. Может быть активирована нажатием клавиши F7

Создает ограничение для транормации объектов по выбраым плоскостям. Активировать и переключать режимы можно нажатием клавиши F8

Панель Extras (Дополнительные средства)

AutoGrid (Автосетка)     Включает функцию автосетки

Кнопка       Название                           Описание

Array (Массив)                  Служит для создания упорядо-

ченного массива объектов

           Snapshot (Снимок)            Предназначена для создания копий объектов по определен-

ным моментам анимации

           Spacing Tool (Инструмент интервалов)

           Clone and Align Tool (Инструмент клонирования и выравнивания)

Позволяет создавать копии обктов, располагая их по задаому маршруту. Для активации можно воспользоваться комбацией клавиш Shift+I

Служит для создания копии обктов и расположения их в позиях объектов-заменителей

Панель Snaps (Привязки)

           Snap to Grid Points Toggle (Тумблер при-

вязки к точкам сетки)

           Snap to Pivot Toggle (Тумблер привязки к опорным точкам)

           Snap to Vertex Toggle (Тумблер привязки к вершинам)

           Snap to Endpoint Toggle (Тумблер при-

вязки к крайней точке)

           Snap to Midpoint Toggle (Тумблер при-

вязки к средней точке)

           Snap to Edge/Segment Toggle (Тумблер привязки к ребрам/ сегментам)

Активирует привязку трансфоации объектов к точкам сетки

Включает привязку трансфоации объектов к опорным точкам

Предназначена для установки привязки к вершинам

Устанавливает режим привязки к крайним точкам сегментов

Активирует режим привязки объектов к средним точкам

Служит для активации режима привязки к ребрам и сегментам объектов

Кнопка       Название                           Описание

Snap to Face Toggle (Тумблер привязки к лицевой стороне)

           Snap to Frozen Objects Toggle (Тумблер привязки к закреплеым объектам)

           Snap Use Axis Constraints Toggle

(Тумблер привязки к ограничителям осей)

Включает режим привязки к поверхности объектов

Предназначена для активации режима привязки ко всем закрленным объектам сцены

Включает режим привязки к ограничителям осей координат

Для постоянной работы удобно расположить некоторые пани с элементами трансформаций под главной панелью инстрентов (рис. 13.1).

Рис. 13.1. Вариант расположения панелей с элементами трансформаций

Доступ к базовым  трансформациям можно  быстро  получить через контекстное меню объектов – щелкните правой кнопкой мыши по выделенному объекту и выберите в меню Transform (Трансформации) один из инструментов: Move (Двигать), Rotate (Вращать) или Scale (Масштабировать) (рис. 13.2).

Для каждого вида базовой трансформации в 3ds Max существуют свои управляющие элементы, которые появляются в окне проекции после выбора соответствующего режима трансформации.

Примечание. Набор управляющих элементов называется контейном трансформации (Transform Gizmo).

Трансформация перемещения содержит управляющие элемеы движения по осям X, Y, Z (три взаимно перпендикулярные

стрелки с коническими окончаниями), элементы движения по плоскостям XY, ZY, XZ (взаимно перпендикулярные прямгольники) и элемент движения параллельно виду окна проекции (небольшой квадрат в основании осей), который не виден по умолчанию (рис. 13.3).

Рис. 13.2. Доступ к элементам трансформации через меню объекта

Рис. 13.3. Контейнер трансформации перемещения

Трансформация вращения содержит пять управляющих элентов: три взаимно перпендикулярные окружности, которые обеспечивают вращение по осям координат X, Y, Z и две окруости, параллельные плоскости вида окна проекции (внутренняя

серого цвета – для произвольного вращения по трем координам, внешняя серого цвета – для вращения в плоскости вида окна проекции) (рис. 13.4).

Рис. 13.4. Контейнер трансформации вращения

Рис. 13.5. Контейнер трансформации масштабирования

Управляющие элементы трансформации масштабирования внешне напоминают элементы трансформации перемещения: три взаимно перпендикулярные линии с параллелепипедами на кон-

цах – для масштабирования по осям, параллельные линии между осями – для масштабирования в плоскостях, центральный тргольник – для режима свободной трансформации (см. рис. 13.5).

Размеры управляющих элементов изменяются нажатием клиш = и (соответственно увеличивают и уменьшают размеры элементов). Нажатие клавиши X позволяет выключить/включить отображение элементов управления.

Для настройки контейнеров трансформации выберите команду Customize (Настройка) | Preferences (Параметры), а в открывшемся диалоговом окне Preference Settings (Настройка параметров) – вкладку Gizmos (Контейнеры) (рис. 13.6).

Рис. 13.6. Вкладка Gizmos (Контейнеры)

Данная вкладка содержит группы параметров для настройки отображения контейнеров перемещения (Move Gizmo), вращения (Rotate Gizmo) и масштабирования (Scale Gizmo).

К общим параметрам относятся следующие флажки:

■  On (Включить) – включает/отключает отображение контейнеров;

■  Show Axis Labels (Показывать метки осей) – включает/отклает отображение меток;

■  Allow multiple gizmos (Разрешить набор контейнеров) – вклает/отключает одновременное отображение нескольких коейнеров для объекта.

Поле Size (Размер) определяет размеры осей контейнеров. Общим параметром для всех контейнеров трансформации яв-

ляется поле Relative Size (Относительный размер), которое укывает процентное соотношение данного типа контейнера и раера в поле Size (Размер).

В группе параметров контейнера перемещения можно также установить отображение, размеры меток плоскостей и их смещие от центра контейнера – группа Plane Handles (Метки плосктей).

Примечание. Чтобы перемещать объекты в плоскости окна проекции (экрана), установите флажок Move in Screen Space (Движение в пртранстве экрана) в группе параметров Center Box Handle (Маркер центра системы координат). При этом в контейнере перемещения будет отображаться маркер центра, перетаскиванием которого и бет осуществляться перемещение.

Группа параметров контейнера вращения содержит такие нтройки:

■  Free Rotation (Свободное вращение) – позволяет свободно вращать объект вдоль любой оси при щелчке между осями;

■  Show Tripod (Показать координатные оси) – отображает крдинатные оси в центре трансформируемого объекта;

■  Screen Handle (Маркер экрана) – включает отображение серой окружности;

■  Show Pie Slice (Показывать угол поворота) – включает отражение дуги, отражающей размеры угла поворота объекта;

■  Angle Data (Данные угла) – отображает в градусах меру угла поворота объекта;

■  Rotation Method (Метод вращения) – раскрывающийся список, который содержит три метода вращения: Linear Roll (Линеый), Circular Crank (Округлый), Legacy R4 (Метод R4). Лейный метод основан на отображении касательной от нальной точки вращения, Округлый метод предназначен для вращения с помощью координатных осей контейнера, Метод R4 использует для вращения контейнер четвертой версии прраммы 3ds Max;

■  Planar Angle Threshold (Пороговое значение угла плоскости) – задает минимальное значение угла поворота для каждой плоости.

Группа параметров контейнера масштабирования содержит настройки размера треугольников масштабирования вдоль плоостей.

Группа параметров Move/Rotate  Transforms (Трансформации перемещения/вращения) содержит некоторые настройки, опредяющие трансформации в неортогональных окнах, например Perspective (Перспектива):

■  Intersection (Пересечение) – режим, влияющий на скорость трансформации пропорционально удалению объекта от цера (чем дальше от центра, тем быстрее движение);

■  Projection (Проецирование) – зависимость скорости транормации от скорости движения мыши; данное соотношение устанавливается в поле Persp Sens (Чувствительность);

■  Rotation Increment (Приращение вращения) – устанавливает зависимость угла поворота от дальности перемещения указеля мыши (уменьшение значения параметра снижает скость вращения);

■  Viewport Orbit Snap Angle (Угол привязки вращения) – опредяет градусную меру угла вращения при активном режиме уовой привязки.

Источник: Харьковский, Александр Викторович, 3ds Max 2013. Лучший самоучитель / А.В. Харьковский. — изд. 4-е, доп. и перераб. — Москва: Астрель, 2013. — 480 с. — (Учебный курс).

По теме:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий